Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
В образовательном процессе используются:
- кабинеты учителей-дефектологов (развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, социально-бытовой ориентировки, пространственной ориентировке);
- логопедический кабинет (систематическое развитие всех компонентов речи, подготовка детей к школе);
Объекты для проведения практических занятий
Для использования детьми с ОВЗ и проведения практических занятий создана предметно-развивающая среда с учетом возрастных возможностей детей, их склонностей и интересов и сконструировано таким образом, чтобы ребенок в течении дня в детском саду мог найти для себя увлекательное дело, занятие. В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной и т.д.
Игровые уголки в группах включают в себя игровое оборудование в группах для сенсомоторного развития; для театрализованных, сюжетно-ролевых, спортивных, строительных, подвижных игр; сюжетно-игровые наборы;
музыкально-дидактические игры, настольно-печатные игры, игрушки-забавы, костюмы для переодевания.
Предусмотрены уголки развивающего направления:
- уголок краеведения,символики России : Предметы культуры, быта, истории, традиций Тульского края, г.Новомосковска. Картинки по русским народным сказкам, иллюстративный материал, фотогалерея, презентации, материалы проектов, флаг, герб России, Тулы, Новомосковска.
- уголок природы: Оборудование для опытнической деятельности, муляжи, животные, оборудование для ухода за обитателями уголков природы.
- книжный уголок: Детская художественная литература; портреты писателей, поэтов;
-уголок изо: Карандаши, альбомы, пластилин, краски, трафареты,рисунки и поделки детей, поделки из природного и бросового материала.Образцы филимоновской игрушки, дымковской, изделия с росписью - хохлома, гжель, жостово;
-познавательный уголок: Игровой демонстрационный материал по математике, развитию речи, экологии, валеологии.
- Физкультурный зал, спортивнаяплощадка, спортивные зоны на участках, спортивные уголки в группах: Стандартное и нестандартное физкультурное оборудование. Атрибуты для спортивных и подвижных игр. Большие мячи, сухой бассейн, мягкие модули для пролезания и подлезания, маты, гимнастические скамейки, гимнастическая стенка для лазания, мячи, обручи, гимнастические палки, скакалки, самокаты, тренажер, массажные коврики и дорожки, кегли, баскетбольные корзины, лыжи, бадминтон и т.д.
-Музыкальный зал; уголки в группах: музыкальный, художественно-про дуктивной деятельности, театрализованной деятельности: Детские музыкальные инструменты: шумовой оркестр, наборы народных музыкальных инструментов; театрализованные атрибуты, различные виды театра (кукольный, пальчиковый, теневой), театральные костюмы. Портреты композиторов и художников. Предметы народно-прикладного искусства.
- логопедический кабинет (систематическое развитие всех компонентов речи, подготовка детей к школе);
- кабинеты учителей-дефектологов (развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, социально-бытовой ориентировки, пространственной ориентировке);
Библиотека
В дошкольной организации библиотеки нет.
Спортивные объекты
В ДОУ для детей с ОВЗ оборудован физкультурный зал (совмещённый с музыкальным залом), спортивная площадка, спортивные зоны на участках, спортивные уголки в группах.
В образовательном процессе используются : Стандартное и нестандартное физкультурное оборудование. Атрибуты для спортивных и подвижных игр.Большие мячи, сухой бассейн, мягкие модули для пролезания и подлезания, маты, гимнастические скамейки, гимнастическая стенка для лазания, мячи, обручи, гимнастические палки, скакалки, самокаты, тренажер, массажные коврики и дорожки, кегли, баскетбольные корзины, лыжи, бадминтон и т.д.
Все компоненты предметно-развивающего пространства включают оптимальные для полноценного физическиго, эстетического, познавательного и социального развития детей.
Средства обучения и воспитания
В ДОУ предусмотрены кабинеты:плеорто-ортоптический, массажный, медицинский кабинет с изолятором, методический, кабинет учителя-логопеда, кабинеты учителей- дефектологов (тифлопедагогов).Образовательная организация располагает учебно-методической литературой для реализации Основной образовательной программы дошкольного образования и ФГОС по следующим образовательным областям: физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие. Для освоения основной образовательной программы , адаптированной образовательной программы по всем образовательным областям имеется достаточное количество дидактических и развивающих игр, пособий, игрушек, оборудования в соответствии с современными требованиями.
В детском саду имеются технические, электронные образовательные и информационно-коммуникативные ресурсы: компьютеры, принтеры, МФУ, ноутбуки, интерактивные доски, экраны для проекторов, проэкторы, мызыкальный центр, интерактивная приставка
В Образовательной организации имеется современная информационно– техническая база: электронная почта, доступ к сети Интернет, технические средства обучения. Разносторонне используются возможности мультимедиа и слайд проектирования.
Средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации частично есть.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Средств доступа в здание: пандусы, электроподъемники и другие - отсутствуют. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
Краевые ступени лестничных маршей выделены цветом; на входных дверях яркая контрастная маркировка, края дверного полотна и ручки окрашены в контрастный цвет.
Специальные условия питания
В ДОУ осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В учреждении организовано сбалансированное четырехразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню
Создание отдельного меню для детей с ОВЗ не практикуется.
Специальные условия охраны здоровья
Условия охраны здоровья воспитанников в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей Мероприятия по охране здоровья воспитанников
В Учреждении имеется медицинский блок: плеорто-ортоптический кабинет с аппаратами для лечения зрения, медицинский кабинет с изолятором, массажный кабинет.
Состав и площади помещений для обслуживания детей с нарушением зрения
Наименование помещений |
Площадь, кв.м. |
Плеорто-ортоптический кабинет |
41,5 |
Массажный кабинет |
12,0 |
Медицинский кабинет м изолятором |
11,9 |
Методический кабинет |
14,5 |
Кабинет учителя-логопеда |
13,8 |
Кабинет учителя –дефектолога-1 |
17,0 |
Кабинет учителя-дефектолога -2 |
6,0 |
Приборы и аппараты используемые для лечения зрения:
«Атос»-свето- и магнитостимулятор.
«Синоптофор» - лечение косоглазия.
«Иллюзион» - укрепление глазных мышц.
«Амблиотренер» - для поднятия остроты зрения.
«Конвенгерцтренер» -для лечения расходящегося косоглазия.
«Ассо-4»-для поднятия остроты зрения.
«Офтальмометр» - подбор очков.
«Визотроник»- для лечения миопии, амблиопии, усталости глаз.
В ДОУ обеспечивался должный уровень физического развития детей, использовались различные формы организации оздоровительных мероприятий:
закаливающие процедуры, которые проводятся под контролем медсестры (использование закаливающих процедур иногда нарушалось из-за температурного дисбаланса);
2 раза в год в детском саду проводятся антропометрические измерения детей. В соответствии с ними подбирается ростовая мебель для детей. В целях своевременного выявления отклонений в здоровье воспитанников проводится ежегодный мониторинг состояния здоровья детей, анализ заболеваемости и посещаемости;
инструктор физкультуры совместно с воспитателями систематически проводят физкультурные занятия, спортивные досуги, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, пальчиковую и другим мероприятия.
-кислородные коктейль,
-игры и упражнения для снятия эмоционального напряжения.
-свето-и цветотерапия -обеспечение светового режима, цветовое сопровождение учебного процесса.
-музтерапия- музыкально-театрализованная деятельность, музыкальное - оформление фона занятий, музыкальное сопровождение режимных моментов.
Организация совместной работы МКДОУ с МУЗ «Городская детской больница» обусловлена нашей общей задачей- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, оказание квалифицированной коррекции воспитанникам, имеющими нарушение зрения и осуществляется, по следующим направлениям:
выявление детей с глазной патологией, и определение вида образовательного маршрута, оформление документов (мед. карты) для поступления ребенка в ДОУ;
работа врача-педиатра, врача-офтальмолога в д/с (осмотр, назначения, коррекция назначений, координация действий специалистов ДОУ по коррекционной работе с детьми имеющими патологию, сложные нарушения, прививки, ведение карт и т.д.)
работа м/с-ортоптистки проведение лечебных мероприятий с использованием специальной медицинской аппаратуры;
работа м/с –массажиста-выполнение массажа по назначению врача- офтальмолога:
проведение диспансеризации воспитанников ДОУ врачами- специалистами детской поликлиники.
Для достижения положительных результатов восстановления зрения и подготовки детей к обучению в школе в Учреждении организована система лечения, воспитания и обучения детей с амблиопией и косоглазием.
По вопросам охраны здоровья воспитанников можно обратиться к медицинской сестре. Медицинский кабинет лицензирован.
По плану и по графику, как детям, так и сотрудникам, проводятся профилактические осмотры и прививки. 1 раз в квартал дети получают кислородный коктейль. Для профилактики простудных заболеваний регулярно проводится витаминизация третьего блюда. Проводится вакцинация против гриппа.
Для достижения положительных результатов восстановления зрения и подготовки детей к обучению в школе в ОО организована система лечения, воспитания и обучения детей с амблиопией и косоглазием.
Условия охраны здоровья воспитанников дошкольной организации соответствуют требованиям СанПиН с 01.01.2021 для детских садов, школ и т.д. (СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020СанПиН 2.3/2.4.3590-20 от 27.10.2020).
Условия частично приспособлены для охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Доступ к информационным системам
В дошкольной образовательной организации есть доступ к информационно -телекоммуникационной сети Интернет. Ширина канала доступа 10 Мбит/с . Условия приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Самостоятельный доступ воспитанников МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 20» к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрен.
Электронные образовательные ресурсы
Дети с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. В дошкольной организации нет электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ воспитанников. Они не приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (амблиопия и косоглазие).
Специальные технические средства обучения
В дошкольной организации имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (амблиопия и косоглазие).
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (амблиопия и косоглазие):
-
Интерактивная доска – 2;
-
Планшет – 1;
-
Интерактивная приставка Ni Mio TEACH -1;
-
Мультимедийный проектор – 4;
-
Световой песочный стол - 4;
-
Тифлоприборы: графика, бивизиотренер;
-
Офтальмотренажёры: стрелопласт, цветная дорожка, «Эллюзион»;
-
Игры на ориентировку в пространстве: лабиринт, дорожки, шнуровки, и т.д.;
-
Игры на развитие зрительного восприятия: зашумлённые изображения, силуэты, предметы и контуры, разрезные картинки, изображения по точкам…;
-
Игры на развитие мелкой моторики: выкалывание, тактильные дощечки, чудесный мешочек…;
-
Палочки Кьюзера, блоки Дьёныша, мозаики, пирамидки;
-
Электронное пианино;
-
Презентации для обеспечения образовательного процесса по областям;
-
Компьютерные программы: «Цветок», «Лабиринт»;
-
Оптический прибор «Лупа»;
-
Индивидуальные подставки для работы с детьми со сходящимся косоглазием;
-
Озвученные книги.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МКДОУ«Детский сад №20» отсутствуют